Автобус ждём? Видимо, быстрей пешком...
07 июля 2023
Поездка на общественном транспорте для ростовчан – как "увлекательное" путешествие по кругам ада: сначала дойди до остановки, потом дождись автобуса, сумей в него втиснуться... Жители новых микрорайонов вообще словно на периферии вселенной живут – здесь почти ничего не ходит.
Не влезешь, пока за одежду не втянут
Судя по постам в соцсетях, чаще всего жители города жалуются на устаревший автопарк и малое количество автобусов на маршрутах.
Городская администрация утверждает, что среднее время ожидания общественного транспорта в Ростове 8–10 минут. Но на улицах города мы видим совершенно другую картину! Например, один из жителей в мае снял на видео огромную очередь – более сотни человек на остановке "Центральный рынок" ждали автобус №71! Когда долгожданный транспорт приехал, в него и пятая часть не поместилась.
Пассажиры маршрута №10, единственного, что связывает Суворовский микрорайон с Западным, возмущаются: "Не влезешь, пока тебя люди за одежду не втянут!"
Департамент транспорта Ростова только в январе зафиксировал 80 нарушений в расписании автобусов. И это лишь по обращениям граждан.
Автобусы выживания
В рабочее время худо-бедно есть шанс куда-то уехать. В остальные часы можно даже не пытаться. На некоторых маршрутах ходят маленькие и очень некомфортные Hyundai County, в которых ни кондиционеров в жару, ни обогревателей в холод...
Масла в огонь транспортной неразберихи подливают водители-гонщики, которые устраивают на улицах скоростные заезды в "охоте" за пассажирами.
Ещё удивляет количество остановок, особенно в новых микрорайонах. До некоторых – рукой подать, а иные расположены так, что ноги собьёшь, пока доберешься. Есть очень длинные маршруты, протяженностью 28 км. И на них 60 остановок! На маршруте №11 – всего 8 остановок. Где логика такого решения?
"Возникает вопрос: почему на стадии застройки не думают о будущем пассажиропотоке? – возмущается Председатель Совета местного отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Первомайском районе города Ростова-на-Дону Андрей Парфенов. – И ведь речь идёт о городе-миллионнике! В этом году по качеству общественного транспорта Ростов-на-Дону оказался на 25 месте в рейтинге российских городов, а всего год назад занимал 13 место. Получается, что на своём общественном транспорте мы уверенно катимся по наклонной".
Требования есть, желания разрулить ситуацию нет
В настоящий момент в Ростове-на-Дону
услуги оказывают 14 перевозчиков,
автобусы средней и большой вместимости обслуживают 93 маршрута
На самом деле этого мало. Организация работы перевозчиков хромает, из-за чего в городе наблюдается бесконечный транспортный коллапс.
"Почему-то администрация города не торопится решать эту проблему, – удивляется Андрей Парфенов. – Ведь городской общественный транспорт – это такой же необходимый сервис, как освещение или вывоз мусора. Целесообразно было бы ввести программу комплексного развития транспортной инфраструктуры".
Впрочем, для чего администрации в это дело влезать? Ведь общественный транспорт прямой доход бюджету не приносит. Весь его "профит" – косвенный, за счёт развития территории.
Чиновники только выставили требования к автопарку: наличие кондиционера, низкий уровень пола, двигатель должен соответствовать экологическому классу не ниже Евро-4 и другие. Каким образом транспортникам удастся до этих требований дотянуться, никого не волнует.
Как селёдки в ПАЗиках
Вот и получается, что на ростовских дорогах выживают лишь те, у кого есть возможность постоянно инвестировать в закупку современной техники.
В итоге, например, на маршрут №43 Микрорайон Суворовский – Главный автовокзал вышли ПАЗы среднего класса вместимости. Автобусы КАвЗ,которые вмещают до 80 человек, на горизонте уже не появятся. В итоге люди набиваются в салон, негодуют, срываются на водителей.
Их, кстати, тоже не хватает на линиях. Двадцатого апреля текущего года администрация сообщила, что "кадровый голод" у перевозчиков достиг 49% водителей. То есть почти половина! В планах городских чиновников позвать на эту работу соседей из Киргизии. Сомнительное решение.
Выход из тупика
Однако ситуация с общественным транспортом в городе – это не дорожный тупик. Решение всё же есть.
"Например, существует удобная и взаимовыгодная система для пассажиров, городских властей и перевозчиков "Брутто-контракт", которая регламентируется рекомендациями Минтранса, – отмечает Андрей Парфенов. – Перевозчик получает средства за свою работу из бюджета, а туда поступает плата пассажиров. Муниципалитет может определить и оплатить объём транспортной работы, заключая долгосрочные контракты на пять-семь лет. Вместо конкуренции за количество пассажиров перевозчикам понадобится качественно выполнять условия контракта: вовремя начинать и заканчивать работу, обеспечивать на маршрутах согласованное количество подвижного состава, движущегося по расписанию. Перевозчик не сможет недоплачивать налоги, раздавать зарплату "в конвертах", экономить на безопасности. Я считаю, можно начать работать с этой системой на социально значимых маршрутах, где не хватает машин.
Ещё одно возможное решение – введение универсальных пересадочных, повременных или зонно-повременных тарифных планов, какими пользуются, к примеру, в Москве. Это проездные на все виды транспорта на сутки или трое, скидка на проезд при условии, что человеку нужно ехать с пересадкой и он совершает её в течение определенного фиксированного времени, например часа. В других регионах эти системы прекрасно работают..."