СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Ростовская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Яна Лантратова: Нужно повышать статус учителя и социальный, и материальный

12 февраля 2025

11 февраля в Государственной Думой на правительственном часе на тему "О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации" состоялись выступления: Министра просвещения Сергея Кравцова, Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, руководителя Федерального агентства по делам молодежи Григория Гурова, председателя Комитета по просвещению Ирины Белых, председателя Комитета по науке и высшему образованию Сергея Кабышева, Заместителя Председателя Правительства Дмитрия Чернышенко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Федот Тумусов, Николай Новичков и Александр Аксёненко, выступила Яна Лантратова.

Стратегия образования должна быть программным документом, который задает вектор развития всей системы образования страны. Недавно Китай утвердил образовательную стратегию до 2035 года, их цель – создать современную инновационную высококачественную систему образования, которая обеспечит долгосрочное технологическое, экономическое лидерство. Эта система должна не только давать знания, но и формировать личность, приверженную национальным интересам, воспитывать гражданина, который мыслит в масштабах страны, осознает ответственность перед ней, ключевой принцип воспитания в школах – оно должно гарантировать верность Китаю.

Так вот нам необходимо определить цель нашей Стратегии, целевую группу, для кого она, для ФОИВов, для учителей, для детей, для родителей. Для начала нам нужно провести анализ, что не так, что нужно исправить, и насколько эта система заживет заново после принятия Стратегии. Система образования должна отвечать современным требованиям и прежде всего национальным целям развития, быть системной, учитывать опыт предыдущих поколений, брать из него самое лучшее и одновременно быть открытой к использованию современных методик, создавать условия для получения знаний и развития детских талантов, чтобы на выходе они становились не просто обладателями знаний, а зрелой, ответственной личностью, гражданином, готовым трудиться во благо своей страны.

И главная составляющая всей системы образования – это наши люди, наши учителя, для успешной работы нам нужно повышать статус учителя и социальный, и материальный. Я не хочу приводить данные Росстата, я уверена, что каждый депутат, который интересуется этой темой, в своих регионах знает честную зарплату и учителя, и воспитателя, уже не говоря о том, что работа школьных психологов и социальных педагогов, на плечи которых сейчас ложится сложная работа с детками участников СВО, у которых травма, которые переживают за своих родителей, эта работа не входит в стаж педагогической деятельности, они не имеют право на досрочный выход на пенсию. Может такое положение учителя обеспечить нам достижение цели нашей стратегии? Вопрос риторический.

Нам нужно повышать заработную плату. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" выступает за единую тарифную сетку оплаты педагогов по всей стране, за повышение квалификации, в том числе и переподготовку школьных психологов, которых не учили, как работать с горем, как работать с травмой. Без сильного педагога не будет сильной системы образования и, как следствие, сильной экономики, о чём и говорит Вячеслав Викторович.

Также важно уделить внимание каждому уровню образования. Точно сказал Президент: разные уровни образования при всех отличиях являются частью единого образовательного пространства, они должны быть целостными и современными.

Дошкольное образование. Сегодня не менее трёх тысяч учреждений нуждаются в ремонте. Кроме того, критически важно обеспечить кадрами, дефицит кадров – логопедов, дефектологов – особенно в сельской местности, и эту функцию выполняют воспитатели, не имея соответствующего образования.

Основное – среднее образование – школы и техникумы. Сегодня очень назрел вопрос реформирования ЕГЭ. Действующая система работает так, что, начиная со средних классов, дети начинают готовиться к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по конкретным предметам и часто в ущерб получению знаний по остальным дисциплинам. Конечно, есть те, которые добросовестно изучают всю программу, и их нужно поощрять.

В связи с этим я не могу не обратиться к опыту Китая. Коллеги, в недавно принятой стратегии они снизили роль гаокао (это наш аналог ЕГЭ), теперь при поступлении в вуз они оценивают не только результаты экзамена, но и аттестат, личные успехи и портфолио. Считаю важным изучить их опыт снижения роли ЕГЭ как единственного критерия при приёме в вуз.

Другая, не менее важная проблема – это региональное неравенство поддержки талантливых детей – участников олимпиад. Должна быть единая федеральная система поддержки талантов.

Первое. Сегодня в богатых регионах могут выдавать большие денежные вознаграждения, а в ряде регионов не могут.

Второе. Приведу пример моего Челябинска. У нас есть уникальный 31-й лицей, вдумайтесь, доля олимпиадников 55%, они побеждают все международные олимпиады. Но на регион есть квота, на каждый этап – городской, региональный, всероссийский. И квота на субъект делится на муниципалитеты. Так вот, лицей готов предоставить ребят с рейтингом, но технически это невозможно.

И третье. А сколько олимпиадников вообще потом остаются (не в Москве) в России? Я посмотрела эту тенденцию, она грустная.

Мы должны создавать условия, чтобы наши умы оставались в России. Также немаловажный вопрос регулирования дистанционного образования, о чём справедливо говорят Вячеслав Викторович и Сергей Владимирович Кабышев. Полный запрет дистанционного образования в медицине, 100%, но есть другие ещё сферы, нам тоже как-то здесь нужно этот момент урегулировать, чтобы не было перекоса в сторону дистанта. Об этом говорят родители, об этом говорят дети...

Председательствующий:

- Давайте Яну Валерьевну поддержим, коллеги. Думаю, что и вы так считаете.

Яна Лантратова:

- Кроме того, в Стратегии очень важно проработать регулирование искусственного интеллекта, который сейчас проникает в каждую сферу, включая и образование. Этот вопрос категорически нельзя оставлять без контроля, должна быть этика и границы применения искусственного интеллекта.

Важнейшее направление – это обеспечить подготовку специалистов как для существующих, так и для новых стратегически важных профессий. Я говорю о формировании кадрового потенциала для технологического лидерства России, чтобы наши школьники и студенты получали знания, чтобы через 20 лет они могли стать лучшими в мире.

Эти вопросы обсуждались на Совете по образованию при Президенте, и по итогам будет сформирован пакет поручений, к реализации которого мы должны подключиться. Но не менее важно, чтобы Стратегия включала конкретные шаги по повышению уровня образования, преподавания математики и естественных наук, основ инженерного и конструкторского образования.

Много говорят тут, что есть кадровый дефицит, не хватает учителей-предметников, математиков, физиков, биологов, об этом сказал наш Президент, однако Росстат-то даёт другие цифры, что дефицита нет. Так нам, может быть, надо проверить эти данные?

Я призываю коллег из Правительства внимательно подойти к оценке имеющихся методик Росстата. На эти данные опирается вся исполнительная и законодательная власть при принятии стратегически важных для страны решений.

В Стратегии особое место должно быть отведено воспитанию. Великий русский педагог Антон Макаренко говорил, что образование состоит из двух равных частей – учёба даёт знания и формирует интеллект, а воспитание определяет, какими ценностями будет жить человек, как он будет относиться к стране, к людям. При этом в вопросе воспитания отдельно важно уделить внимание патриотическому воспитанию. Традиции, культура, ценности служения Отечеству – это, безусловно, важно, и любить Россию – это должно стать воспитанием не только в школе, в вузе, в техникуме, но и в садике. Любить Россию можно только когда ты её видел. Очень важно, чтобы патриотические программы были направлены именно на это, обмен школьниками между регионами, чтобы они общались и видели страну. Уже есть такие практики Нижегородской области с Волгоградской областью, Челябинской областью, эти региональные практики важно выводить на федеральный уровень, важно это отразить в нашей Стратегии.

И, конечно же, борьба с деструктивным контентом, который проникает через каждый уголок жизни наших детей: через интернет, через книжки, через игрушки, через видеоигры. Нам важно ввести определение деструктивного контента, чётко прописать его виды. И я благодарна спикеру нашему за чёткую политическую волю в этом вопросе. Профилактикой мы должны заниматься с детского сада, и у нас в Челябинской области, кстати говоря, есть такой опыт, бороться с травлей как детей, так и учителей. Мы и наша цель – воспитать человека, осознающего долг перед Отечеством, человека, который стремится трудиться не только на своё благо, но и ради общего блага, и для пользы России, понимает значимость суверенитета нашей страны, наших национальных интересов, готов отстаивать и защищать их.

Конечно, всё это формируется не только в школе – в центре формирования личности гражданина и патриота, но и в семье, и в общественном пространстве, и в СМИ. Финансирование образования, конечно, должно быть увеличено, и у нашей фракции есть такой законопроект, и наша прямая задача и исполнительной, и законодательной власти, нас с вами, коллеги, именно в этом.

По материалам источников: СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Ростовской области

© 2006-2025