ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

05 марта 2019

КУДА ДУЕТ "МУСОРНЫЙ ВЕТЕР"?

Реформа системы вывоза коммунальных отходов действует для потребителей всего два месяца, но количество вопросов к ней не уменьшается. Почему привычная услуга подорожала для большинства ростовчан и куда уходят наши деньги – об этом мы поговорили с депутатом Законодательного собрания Ростовской области, представителем фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Борисом Вальтером.

Ред. – Борис Александрович, откуда вообще растут ноги у "мусорной реформы"?

Б.В. – Некоторое время назад Правительство России озаботилось вопросом усовершенствования системы сбора бытовых отходов и улучшения экологической обстановки в стране. На высшем уровне звучали идеи о строительстве мусороперерабатывающих заводов по стране. Соответственно, под них должна была выстроиться и новая система сбора и вывоза твердых коммунальных отходов – ТКО.

Однако, судя по всему, государство не нашло средств на это грандиозное строительство и решило привлечь население в качестве инвестора. Так появилась идея "мусорной реформы". При этом единой программы строительства перерабатывающих мощностей, насколько мне известно, так и не появилось. Вместо заводов в лучшем случае должны быть созданы новые полигоны для захоронения отходов, а в ряде случаев и вовсе остались старые. Всем этим заведует региональный оператор, который, в зависимости от района области, либо вывозит ТКО своими силами, либо заключает договора с ныне действующими на этом рынке компаниями.

Ред. – То-есть, собрать больше денег с простых жителей и было целью всей этой затеи?

Б.В. – По крайней мере, таков результат на сегодняшний день: то, что задумывалось, как качественно новый шаг в избавлении страны от засилья мусора, пока вылилось в банальное повышение платы за вывоз коммунальных отходов. А чтобы завуалировать очередной удар по карману потребителей, была изменена методика исчисления. Кроме того, эта услуга была переведена из разряда жилищных в коммунальные – чтобы формально вывести её из перечня обязательных услуг для УК и ТСЖ, придать ей универсальность и легче аккумулировать деньги на счетах рег-оператора.

Фактически мы получили новый вид скрытого налогообложения – "налог на мусор". При этом для Ростовской области этот "налог" оказался одним из самых высоких в стране, даже выше, чем в обеих столицах. Сам тариф был поднят незначительно, что можно объяснить и ростом цен на топливо, и повышением НДС. Подвох кроется в так называемом нормативе накопления, на который и умножается тариф.

Ред. – И насколько же "повезло" нашему региону с нормативом?

Б.В. – Для многоквартирных домов Ростовской области этот норматив накопления варьируется от 2,02 (преимущественно в сельской местности) до 3,08 (в городах) кубометров на человека в год. То есть, по мнению правительства области, средняя семья из трех человек у нас ежедневно выбрасывает порядка двух ведер мусора! Для такой семьи, проживающей в Ростове, услуга вывоза ТКО обойдется примерно в 300 рублей. Даже в Москве, чтобы платить столько же, на каждого члена семьи должно приходиться почти 30 кв. м. жилой площади!

Ред. – Надо так понимать, реформа затронула не только частных потребителей...

Б.В. – Безусловно, страдают не только жильцы, но и предприниматели. В частности, магазины, торговые павильоны, рынки, киоски, палатки, а также мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, часов, одежды тоже облагаются новым "мусорным налогом" – причем его исчисление для них производится по квадратуре помещения. Автомойки, стоянки, шиномонтажки, автосервисы и места для торговли с машин – исходя из количества машиномест. Столовые, рестораны, кафе, закусочные, а так же косметические салоны, гостиницы, сауны – по количеству мест. Вне зависимости от реального наполнения клиентурой, разумеется.

Муниципалитетам тоже придется не сладко – с детских садов, школ, колледжей, вузов, учреждений дополнительного образования, интернатов и библиотек так же будут взимать плату исходя из количества мест. То есть опять же, неважно, сколько людей, к примеру, ходит в библиотеку – плати за места, даже если они регулярно пустуют.

Ред. – А каким образом вообще формировался этот пресловутый норматив накопления?

Б.В. – К сожалению, на сегодняшний день методика исчисления норматива накопления, которой пользовались областные власти, остается тайной. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в Заксобрании уже потребовала от министра ЖКХ РО Андрея Майера предоставить эту методику вниманию общественности на ближайшем заседании профильного комитета в марте, и очень надеюсь, что свое слово он сдержит.

Что касается моего мнения, сама рекомендуемая методика расчета исходя их количества зарегистрированных жильцов (а не из площади жилья, как раньше) вряд ли может считаться справедливой. Не секрет, что многие граждане хитрят и не спешат прописывать всех проживающих в своем жилье. Наибольшую добропорядочность в этом вопросе традиционно проявляют одинокие и пожилые люди. Да и самого мусора они производят обычно меньше, поскольку ограничены в возможности потреблять много продуктов ввиду невысоких доходов. Но поскольку норматив накопления являет собой некое среднее арифметическое, то платить честные люди будут за себя и за того парня. Опять мы сталкиваемся с ситуацией, когда "хорошие платят за плохих", что стало уже устойчивым лейтмотивом любых преобразований в сфере ЖКХ.

Ред. – А ведь есть еще строительные отходы, старая мебель, обломки целых строений и деревьев... Интересно, это все тоже включено в тариф?

Б.В. – Как раз-таки крупногабаритный и строительный мусор, а так же все, что находится на стихийных свалках, не бралось в расчет при расчете норматива. То же касается и отходов от опила деревьев и кустарников – так называемых смёт, обрезков и т. д. Все это по-прежнему остается отдельной головной болью тех, кто ответственен за конкретную территорию. Поэтому если обязанность ликвидировать подобные очаги вдруг попытаются возложить на региональных операторов (в этом изначально и был смысл реформы – улучшить экологическую обстановку в целом), полагаю, следует ожидать их ответного требования еще больше повысить либо тариф, либо норму накопления. Или и то, и другое вместе.

Ред. – Получается, в руках регионального оператора концентрируются широкие полномочия и большие деньги, а над ним самим есть контроль?

Б.В. – Формально есть, конечно. Однако в реальности проследить за той или иной компанией-подрядчиком, что это не она сама, скажем, создает и усугубляет стихийные свалки, нелегко. А так вообще может получиться прелюбопытнейшая схема – сначала взял деньги за вывоз ТКО до полигона, но не довез его и выбросил в рощу. А потом еще взял подряд на вывоз мусора из рощи до полигона,уже в качестве "ликвидации стихийной свалки" – два раза за одно и то же!

Вместе с тем в ряде сельских территорий, которые прежде сами вывозили бытовые отходы, уже идут волнения в связи с требованиями заключить индивидуальные договора с региональным оператором на поведерный вывоз мусора. В мессенджерах со скоростью света разлетаются предостережения людям не заключать никаких договоров и не оплачивать ни одной квитанции, дабы не попасть в кабалу: иначе, дескать, придется платить 800-1000 рублей в месяц за вывоз мусора! Конечно, нельзя исключать фактор паники и народной молвы, но она не возникает без причин. Уже слышны высказывания некоторых жителей сельской местности, всегда вывозивших мусор самостоятельно: "Мне будет дешевле вызвать такси на полигон и везти мусор самому".

Ред. – Как же нам быть дальше и есть ли надежда на то, что компромисс будет найден?

Б.В. – На наш взгляд правительство области проводит эту реформу слишком лихо, "по глобусу", не особо считаясь с мнением своих граждан. Так можно загубить любое благое начинание. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" готовит обращение к Губернатору Ростовской области с требованием о пересмотре нормативов накопления и устранении всех недочетов проведения реформы, которые были выявлены в ходе ее парламентского обсуждения. Ну и в целом мы будем продолжать пристально отслеживать ситуацию в этой сфере, чтобы взвешенно сформулировать и предложить компромиссные решения для всех участников реформы.

Источник: Вечерний Ростов

Пресс-конференция руководства регионального отделения
Сергей Косинов принял участие в отчетном Собрании Ростовского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесла в Законодательное Собрание области закон о "детях войны"
Выступление Бориса Вальтера на заседании комитета ЗС РО по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи
Сергей Косинов встретился с жителями Багаевского района
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию